Блог Оценщика:
Что изменилось в автобизнесе после кризиса.

Все мои знакомые предприниматели, работающие на рынке подержанных автомобилей, вспоминают тучные докризисные годы с ностальгией. Времена, когда продавалось все, абсолютно «все», а любой предприниматель и особенно перекупщик, я думаю, очень хорошо понимает, что я подразумеваю под словом «все». И даже предкризисные 2006, 2007 и 2008 годы которые на тот момент казались уже не такими успешными ( для тех кто вошел в авто бизнес намного раньше) сейчас вспоминаются как беспечные счастливые времена. Так что же произошло, почему все так резко поменялось после кризиса на рынке бу автомобилей – над этим я размышляю в данной статье.

Двухтысячные годы для всей России были на самом деле временем небывалого подъема. Годы, когда нефть стоила по 150$ за баррель, принесли прибыль не только олигархам и чиновникам. Если посмотреть здраво, необращая внимание на полных лентяев и неудачников, кричащих про то, как все плохо, то можно однозначно сказать что некоторую долю от нефтедолларового дождя, который шел над страной в те годы получили и обычные люди. Люди зарабатывали деньги, кто на чем, порой на полной ерунде, но все зарабатывали деньги, очень часто достаточно легкие деньги, и также легко их тратили, в том числе и на автомобили. Постепенно, незаметно, но у всех появились деньги! В первую очередь, конечно же, все покупали автомобили. Со всех регионов, далеких и близких, бедных и богатых, холодных и жарких люди ехали в Москву за подержанными автомобилями. С наличными деньгами мелкими и крупными купюрами они ехали и покупали абсолютно все: новое и старое, на ходу и битое, крашенное и перекрашенное.

Срочным выкупом автомобилей занялись, казалось абсолютно все! Многие мои знакомые за последние годы пришли в автобизнес из совершенно других областей рынка. И что самое интересное – у всех начало получаться, все начали зарабатывать отличные деньги! Иногда конечно «новоиспеченные» перекупы попадали и хватали левака :)), но все потери с лихвой окупались общей жирной прибылью! Автосалоны, открытые площадки по продаже подержанных авто стали появляться на каждом углу, над каждым вторым автосервисом а вскоре и на каждом десятом столбе города стали появляться пестрые таблички «срочный выкуп авто, автоломбард». На каждой автостоянке и в каждом ГСК появился уголок с десятком «уставших» авто, грустно стоящих на спущенном колесе, с обмякшими транзитными номерами, с рябыми, крашенными деталями кузовов - и у всех «перло»! Экономика росла и расширялась! Нефть продавалась, кредиты выдавались направо и налево, олигархи, миниолигархи и просто предприниматели «гребли бабло лопатами», снимали телок, кутили в ресторанах и ночных клубах, покупали профурсеткам новые мерседесы, те, «унюхавшись» коксом, разбивали их в хлам, не успев накатать и 10 тысяч пробега - ну и, конечно же, сдавали их на срочный выкуп..

Таким образом, рынок существовал до конца 2008г, автомобильные дельцы мелкого (в шортах и с сумкой через плечо), среднего (имеющие небольшую площадку, а то и две, а также пару-тройку работников ) и конечно крупного размера - инвестировали в рынок б/у авто громадные денежные средства.

Теперь касательно главного вопроса этой статьи: «почему так резко поменялся рынок подержанных автомобилей?», «почему он встал, почему ничего не продается?». Дальше я излагаю свою личную точку зрения и свои ответы на эти вопросы.

Если описать ситуацию двумя словами то я считаю, что на рынке б у автомобилей надулся такой же ценовой пузырь, как и на рынке недвижимости.

Бизнес по купле-продаже автомобилей устроен так, что цель каждого предпринимателя иметь в ассортименте как можно больше автомобилей. Чем больше автомобилей ты имеешь, тем больше ты их продашь и тем больше заработаешь. Таким образом, все начали наращивать количество автомобилей в своем ассортименте. Если посмотреть на весь российский рынок подержанных автомобилей то выглядит он следующим образом: количество б/у автомобилей в стране постоянно растет, люди покупают новые автомобили, продают старые, но сейчас уже далеко не все подержанные автомобили быстро находят нового хозяина. Какая-то масса автомобилей постоянно находится в продаже (в ассортименте автосалонов). Да, она постоянно меняется – т.е. автосалоны продают автомобили и на место проданных, встают вновь выкупленные (или принятые на комиссию), но эта масса постепенно растет - это факт. Основной закон рыночной экономики гласит, что при повышение предложения товара, цена на этот товар должна снижаться, но цены не снижаются. Перекупщики выхватывают все, что появляется чуть ниже рыночной цены и выставляют обратно на продажу, но уже по рыночной цене. Вкладывая миллионы рублей в выкуп, тем самым поддерживают цены на одном уровне. Последнее время я очень часто слышу от знакомых и друзей, кто решил купить подержанный автомобиль, что купить нечего – продают полный хлам! «Поехали смотреть пару машин по авто.ру – ужас, продают дрова, которые за даром не нужны, приехали к официальному дилеру на площадку бу авто – тоже самое. Цены космические и торговаться никто не хочет! Да, есть конечно и нормальные машины, но по таким ценам, что добавь чуть-чуть и купишь такую же новую!» Вот и получается, что многие бросают это неприятное занятие по покупке бу автомобиля, связанное с выслушиванием откровенной «лапши на уши» от противных перекупов идут в салон и покупают новый авто. А перекупщики все держат свой ассортимент и удивляются: что на рынке происходит, куда покупатели делись?

Но это уже второй фактор, связанный с трансформацией спроса на рынке и изменением самого рынка, и этот фактор также никто из предпринимателей упрямо не хочет замечать, его я рассмотрю уже в следующей статье. Пока же желаю всем предпринимателям сферы автобизнеса удачи, больше думать головой и меняться вместе с рынком.

Оценщик автоломбарда «Шереметьевский» Смирнов К.И.
При перепечатке материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.